Маршрут был спланирован так, что Выдвигались мы пешком и транспорт был нужен только вернуться в апартма. Поскольку жили мы недалеко от Порта Маджоре с него и решено было начать. К тому же хоть путь наш и начинался с окраины, на нем оказалось достаточно суперинтересных мест.
А началось с того, что первая точка не влезла даже в туристическую карту, взятую мной за основу, так что я точку поставил в месте выхода за обрез. Когда-нибудь я наверное найду альтернативу бумажкам и перенесу всё туда, а пока пользоваться типа-гуглом мне не нравится, так что как есть.
Прямо по улице и мы попадаем к одним из западных ворот древнего города. В переводе кстати "большие ворота".
Ворота в виде двойной арки из травертина были построены императором Клавдием в 52 году как декоративная секция акведуков Клавдия же и Анио Новус над Пренестинской
и Лабиканской античными дорогами. Если посмотреть на арку сбоку, то до сих пор видны каналы обоих акведуков, а под аркой сохранился фрагмент дороги, вымощенной
базальтом, на которой можно различить колею от телег, проделанную колёсами за сотни лет.
В 271 году арка вошла в "состав" городской стены Аурелиана, став настоящими воротами. Прочитал смешной термин по этому поводу - "архитектурный рециклинг". Весь Рим
по-моему сплошная иллюстрация этого термина.
Рядом с аркой сохранилась гробница пекаря.
Гробница Маркуса Виргилиуса Эврисака один из самых больших и хорошо сохранившихся погребальных монументов Рима. Пекарь по профессии Маркус, бывший некогда рабом,
сумел купить себе свободу и добиться успеха в жизни. Поскольку законы времени запрещали захоронения в черте города, гробница в типичном "плебейском" стиле была
построена прямо за городской стеной. Она имеет форму типичной печи для хлеба и была воздвигнута около 50-20 годов до н.э. Помимо самого пекаря здесь возможно
похоронена и его жена Атистия.
Интересно кому же ты булки пёк, да так что не просто из рабов подался в хозяева, так еще гробницу себе шарахнул аж в городских воротах, чтобы всяк проходящий об
нее практически спотыкался? Прям мавзолей Ленина. Видать хлебушек вкусный был...
0т Порта Маджоре вдоль Виа Статиллиа отходит кусок одного из акведуков.
Акведук построен в I веке для снабжения водой "Золотого дома" Нерона. Позднее был возможно перестроен и продлён до императорской резиденции на Палантине.
Через дорогу от торца акведука Нерона находится неприметный навес. Под ним
Построенная около I века до н.э. гробница украшена именами и изображениями рабов, получивших свободу. Их общее имя, Статилии, давшее название близлежащей улице, указывает на то, что освобождены они были семьёй Мессалины, жены императора Клавдия. Слуги богатых семей нередко вскладчину строили себе общие захоронения.
Поворачиваем направо, на восток и во второй, и надеюсь последний раз выходим за карту. Здесь одна из огромных римских базилик.
Церковь основана матерью императора Константина св. Еленой в собственном дворце, после того, как она привезла из Иерусалима реликвии с места распятия Христа, в
частности фрагмент самого креста. В 1144 - 45 годах папа Луций II строит базилику на месте главного зала дворца св. Елены. Как утверждает католическая церковь,
фрагменты креста, обнаруженные повторно в 1492 году, до сих пор хранятся здесь замурованными в стену.
В крипте интересна статуя св. Елены, которая превратилась в таковую из остийской скульптуры Юноны путём замены головы и добавлении креста.
Рядом музей, может кому интересно, и одноименный фонтан.
Вплотную к Базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме примыкает амфитеатр, однако попасть туда нам не удалось. Со стороны церкви закрытый сад, прочих входов не обнаружили.
Судя по форме и отсутствию клейм на кирпичах, амфитеатр был построен в первой четверти III века до н.э. Он был частью комплекса виллы, принадлежавшей династии Северов. В 271-275 годах аркада внешней стены была заложена и он вошел в состав городской стены Аврелиана. В XVI веке второй этаж сооружения был разобран для оборонных нужд. Амфитеатр был в виде эллипса длинной в 88 метров и шириной в 76 метров и имел когда то три этажа.
Практически в стену вмонтирована очень маленькая церквушка, к сожалению тоже наглухо закрытая.
По бульвару доходим до площади Порта сан Джовани. Здесь стоит памятник Джованни Франческо ди Пьетро Бернардоне, основателю нищенствующего ордена Францисканцев.
На площади находятся одноименные ворота и еще одни ворота - Ослиные.
На площади Порта Сан-Джовани находятся сразу двое ворот, первые, более старые Ослиные ворота были построены в 270-273 годах, как часть городской стены Аврелиана. Круглые башни являются более поздней пристройкой. Вторые ворота Сан-Джовани были построены при папе Григории XIII в 1574 году и были скорее декоративными, чем оборонительными.
И наконец мы вышли к "скоплению" объектов, так почитаемых в католическом мире. Для начала на одноименной площади стоит самая древняя и самая главная базилика.
Главный храм католического мира. Здесь находится кафедра римского епископа, т.е. папы римского. Над входом написано: "святейшая Латеранская церковь, всех церквей
города и мира мать и глава". Это также старейшая базилика в мире. Она стоит на античных руинах Кастра-нова, форта, построенного в 193 году до н.э. Семптием Севером
для отряда конной охраны.
В ранний имперский период на руинах форта семья Латеранов построила свой дворец. Император Константин I получил дворец в качестве приданного его второй жены Фаусты,
сестры Максентиуса. Константином же дворец был подарен епископу Рима, дата подарка точно неизвестна, однако было это во время папы Мильтиада. Папа Сильвестр I в 324
году объявил дворец и базилику "Домом Господа" и установил тут папский трон. Базилика была освящена в честь Христа Спасителя, но в последующем дважды меняла своё
посвящение. При папе Сергии III, в X веке, он был переосвящен в честь Св. Иоанна Крестителя, а в XII веке, во время правления папы Луциоса II, Св. Иоанна
Евангелиста.
Папский трон находился здесь до 1309 года, когда был переведен папой Климентом V в Авиньон. Дворцу был нанесен большой ущерб во время пожаров в 1307 и 1361 годах,
и когда трон вновь был возвращен в Рим, его перенесли уже в Ватикан, а дворец постепенно терял свой вид.
Масштабную реконструкцию дворца проводил папа Сикст V, который начал с его сноса.. Архитектором выступал Доменико Фонтана. Дальнейшие преобразования проходили по
заказу папы Иннокентия X под руководством Франческо Борромини. В 1718 появились статуи 12 апостолов. Дальнейшие преобразования происходили при папе Клименте XII,
который устроил конкурс на лучший фасад. В конкурсе приняли участие 23 архитектора, работавших в основном в стиле барокко, преобладавшим в то время. Жюри, во главе
с Себастьяно Конка, президентом Римской Академии св. Луки, выбрало Алессандро Галилеи. Современный фасад был закончен в 1735 году.
С базиликой соединен баптистерий, некогда бывший отдельной постройкой.
Крестильня в Риме, основанная папой Сикстом III в 440 году, на основании более ранней постройки, в которой, по легенде, принял крещение Константин Великий.
В единый комплекс входит также и сам дворец, служивший некогда резиденцией пап и частью музея Ватикана.
Напротив - Санкта-Санкторум, Святая Святых, к которой примыкает красивый триклиниум с мозаикой, про который я не нашел информации, кроме того что это часть трапезной, входившей в Латеранский комплекс.
Капелла св. Ларентия, одина из немногих частей, сохранившихся от изначального латеранского дворца и личная капелла пап. К капелле, построенной папой Николаем III
в 1278 году, ведут пять лестниц, центральная из которых - Святая лестница. По легенде она была привезена из Иерусалима св. Еленой около 326 года. В средние века
её называли "лестницей Пилата" и считается, что по ней поднимался Иисус на суд. Эти 28 ступеней из белого мрамора закрыты специальной деревянной конструкцией,
поскольку человеческие ступни не должны её касаться. В тех местах где на лестницу упали капли крови Иисуса, возвращавшегося после бичевания, в деревянную обрешетку
вставлены стеклянные окошки. Верующие преодалевают лестницу на коленях, читая на каждой ступени молитву.
Внутри капелла украшена мозаиками в стиле косматеско, в ходе реставрации были обнаруженны фрески XIII века, здесь также находится Santissimi Salvatore
Acheiropoieton - нерукотворная икона VI—VII века.
На площади около базилики стоит еще один египетский обелиск.
Высотой в 47 метров, это самый высокий египетский обелиск Рима. Созданный в XV веке до н.э. при фараоне Тутмосе III, он еще и самый старый. В древности был привезен в Рим и установлен в "Большом цирке". Найден при раскопках в 1587 году, собран из трех обломков и установлен на площади Сан-Джованни ин Латерано. В 1993 году подвергся атаке террористов.
Тут же еще один "остаток" акведука Нерона.
Идем по направлению к Сан-Клементе, по дороге встречается закрытая церквушка, о которой не нашел ничего, кроме названия.
На фасаде соседнего дома что-то вроде иконы.
А вот далее по ходу место, про которое я много читал и смотрел. "Многослойная" Базилика св. Климента, в которой обнаружено аж четыре уровня разновременных построек. Сюда я очень хотел попасть и мои ожидания вполне оправдались. Это было одно из наиболее запомнившихся мест в Риме.
Базилика святого Климента - одно из самых впечатляющих мест в Риме, по моему скромному мнению конечно. Это место, как опять же мне кажется, просто пропитано
историей и производит на побывавших здесь неизгладимое впечатление. Ты не просто попадаешь на античные руины, как в Колизее например, а именно спускаешься вглубь
веков в прямом и переносном смысле слова. И руины здесь не бездушный "камень". Стены здешних построек, пропитанные самим временем, духом тех людей, которые
приходили сюда на протяжении веков, создают атмосферу таинственности и прикосновения к живой истории. И даже отсутствие "потрясающих видов" не делает это место
менее интересным.
Долго думал с чего начать, сверху или снизу, но история идет с более древних времен к современности, поэтому начать логичней всё таки снизу. А внизу
предположительно остатки частных построек, уничтоженных пожаром 64 года, времен правления Нерона. На них, как на фундаменте, стоят два здания I века, возможно
общественные, одно из которых предположительно было перестроено в частный дом, а затем в храм Митры. В длинном и довольно узком помещении со сводом по сторонам
стоят скамьи, а в центре располагается алтарь с изображением Митры, убивающего быка, и его спутниками Каутом и Каутопатом.
В конце I века здание с храмом принадлежало, предположительно, консулу Титу Флавию Клименту. Он был христианином и в его доме в тайне проводились службы, которые
проводил будущий св. Клемент, епископ римский и третий приемник апостола Петра. В IV веке здание было превращено в базилику, освященную во имя св. Клемента во
время правления папы Сириция. Некоторое время базилика соседствовала с храмом Митры, до его запрета в 395 году Феодосием Великим. В 867 году папа Адриан II с
Кириллом и Мефодием поместили в базилику мощи св. Клемента, привезенные последними из Крыма. Сам же Кирилл скончался в Риме 14 февраля 869 года и был похоронен
тут же. Да это они - создатели кириллицы.
Фрески:
Северный придел - Богородица с младенцем в нише, по бокам св. Евфимия и св. Екатерина.
Главный неф - Вознесение, Житие Алексия, человека Божия, Месса святого Климента, фрагменты: Распятие, Мироносицы во гробе, Брак в Кане Галилейской, Сошествие в ад.
Над "Мессой" обрезанная полом фреска, на которой изображен Христос на престоле с предстоящими Климентом, архангелом Михаилом, свт. Николаем и архангелом Гавриилом.
Сама же "Месса" интересна подписью на простонародном итальянском: "Тащите, сукины дети. Гозмари и Альбертель (имена слуг), тащите вон. Карвончелле, помогай сзади
рычагом". Эта подпись под эпизодом исцеления язычника Сиссиния, который вместо благодарности требует задержать епископа. Однако после молитвы Климента, слуги
тащат вместо него колонну, а Климент приговаривает "По вашему жестокосердию вам полагается нести это вместо меня".
Нартекс - Посмертный суд IX века и Чудо святого Климента в Азовском море, Перенесение мощей святого Климента в Сан-Клементе, XI века.
В 1084 году базилика сгорела, и на её месте была возведена новая, как водится руины старой базилики выступили в роли фундамента. Старая же была забыта до 1857 года,
когда её раскопал Джозеф Маллули. Кардинал Анастасий с 1099 по 1125 годы занимался возведением современного нам здания базилики, которое впрочем подвергалось
неоднократным переделкам. Строение кстати получилось меньше предыдущего по ширине на целый неф. В 1700 - 1721 годах, во время правления папы Климента XI, в
базилике появился кессонированный потолок, выполненный архитектором Карло Стефано Фонтана, а также был расписан центральный неф фресками с св. Климентом, Игнатием
Богоносцем, свв. Кириллом и Мефодием. В конце XVIII века были пристроены капеллы. Несмотря на то, что "нижняя" церковь была раскопана в 1857 году и тогда же
обнаружили постройки I века, доступ к ним стал возможен только после того, как в 1912 году был проложен семисотметровый сток для грунтовых вод, ведущий в большую
клоаку.
Внутри стоит также обратить внимание на мозаику пола в стиле косматеско, потолок, мозаику апсиды с Крестом, на котором распят Христос.
Церковь Святого Климента является титулярной церковью, кардиналом-священником с титулом церкви Святого Климента с 25 апреля 1985 года является нидерландский
кардинал Адрианус Йоханнес Симонис.
Во всей истории базилики один момент для меня остается сомнительным. С момента пожара раннехристианского храма до его "возобновления" прошло всего пятнадцать лет.
Получается что храм уже был наполовину в земле к тому времени, иначе постройка нового поверх старого выглядела бы комично. Получается что толи он и впрямь был
под землей или в датах путаница.
Неподалеку находится еще один крайне интересный объект - комплекс Санти-Кваттро-Коронати.
Санти-Куатро-Коронати не просто базилика, а целый комплекс включающий в себя также монастыри августинок и маленьких сестёр Агнца, несколько интересных капелл.
Принято считать, что базилика посвящена четырём римским солдатам-мучникам, отказавшимся исполнять языческие обряды и забитым до смерти плетями, однако есть и
другие гипотезы. Первая церковь возникла здесь вероятно в IV веке, о чём говорят обнаруженные под зданиями монастыря остатки большого зала.
Изначальные постройки были вероятно снесены во время папства Льва IV, отстроившего базилику на остатках античной виллы с использованием разнообразных материалов,
оставшихся опять же от многочисленных античных развалин. От той постройки сохранились частично северный неф, ставший трапезной, приёмной и Календарным залом
августинского монастыря, части южного нефа оказались в южном крыле второго внутреннего двора и северной галерее клуатра. Сохранилась также башня, носящая имя
Льва IV и капелла Санта-Барбара, некогда имевшая связь с базиликой, но из за её уменьшения стоящая теперь отдельно, у клуатра.
Базилика, построеая Львом IV, была разрушена во время нашествия норманнов в 1084 году. Местность вокруг базилики постепенно пустела и её восстановление стало
возможным лишь при папе Пасхалии II. Она была отстроена в гораздо более скромном размере и переосвящена в 1116 году, в то же время её и передали ордену
бенедиктинцев для устройства монастыря.
В XIII веке монастырь превратился в крепость, был построен дворец кардинала Стефано Конти, Большая башня, в которой находятся Календарный и Готический зал,
капелла Сан-Сильвестро. В 1348 году монастырь пострадал от землетрясения и восстанавливать его начали только в XV веке. В 1562 году Пий IV передал пустующий
комплекс под монастырь августинок и приют. В 1872 году приют был закрыт итальянским правительством. В 1879 году часть комплекса была секуляризована, а в 1946 эта
часть была выкуплена Ватиканом. С 1995 года на ней разместился монастырь Маленьких сестёр Агнца.
Внутри можно посетить крипту, в которой впрочем ничего интересного нет, и очень симпатичный клуатр. Из последнего можно попасть в капеллу Санта-Барбара. О ней
отдельно, как и о Сан-Сильвестро.
Церковь Санти-Куаттро-Коронати является титулярной церковью, кардиналом-священником с титулом церкви Четырёх увенчанных мучеников с 28 июня 1991 года, является
американский кардинал Роджер Майкл Махони.
Под базиликой есть крипта, которую нам удалось посетить несмотря на то, что где-то пишут о том, что её открывают раз в год. Если честно, то ничего особенного. В клуатр, также как и в крипту, двери закрыты, но при нас служитель пропустил целую группу, к которой примкнули и мы. Я так толком и не понял, можно ли попасть туда в любое время. Интересна капелла Санта-Барбара.
Капелла Санта-Барбара или святой Варвары Илиопольской - одна из четырех капелл, построенных в IX веке папой Львом IV, из которых только две дошли до нашего времени, причём вторая сохранившаяся капелла, св. Николая, находится на части территории, занимаемой августинским монастырем и недоступным для осмотра. Поскольку современная базилика меньше по размеру, капелла оказалась отделена от нее и вход в нее осуществляется из клуатра. Стены капеллы некогда полностью покрывали фрески, сохранившиеся до нашего времени лишь фрагментарно. В XIII веке капелла была заново расписана бенедиктинцами.
Из первого внутреннего двора попадаем в боковую капеллу, известную хорошо сохранившимися фресками XIII века.
Капелла в честь св. Сильвестра I, папы Римского, была построена в 1247 году по заказу кардинала Стефано Конти на первом этаже его дворца. Для строительства были
использованы часть северного нефа базилики Льва IV и северо-западный угол квадропортика, арка которого стала входом. Тогда же неизвестным мастером была выполнена
роспись капеллы фресками, изображающими житие св. Сильвестра. В 1562 году комплекс передали августинкам, а в 1577 папа Григорий XIII разрешил гильдии резчиков по
мрамору проводить в капелле богослужения. Поскольку члены гильдии проходили в капеллу через территорию приюта, между ними и августинками постоянно происходили
конфликты. Для разрешения споров в разные времена в капеллу прорубали дверь и даже делили её стеной в 1794 году при папе Пие VI. После секуляризации 1879 года
капелла оказалась на территории августинок. В 1913 году Антонио Муньосом была удалена перегородка и очищены фрески. В 2006 в капеллу открыт доступ для посетителей.
Вход в капеллу справа от входа в базилику. В "предбаннике" есть окошко со звоночком, получив пару евро сестра открывает дверь с электрозамком.
Фрески слева направо:
Покинувший Рим во время гонений св. Сильвестр принимает посланников на горе Соракте.
Св. Сильвестр приходит к Константину и показываем ему образы апостолов Петра и Павла.
Крещение Константина.
Исцелённый император выходит из городских ворот навстречу папе, ведя под уздцы белого жеребца. Сидящий на троне Сильвестр благословляет императора и принимает от
него тиару и umbraculum — церемониальный зонтик с красными и золотыми полосами ("Дар Константина").
Папа Сильвестр въезжает в Рим на белом жеребце. Император в короне и парадных одеждах идет перед Сильвестром, держа под уздцы папского коня.
Император Константин, больной проказой, получает от жрецов храма Юпитера указание для исцеления принять ванну из крови невинных младенцев. Многочисленные
христианки с детьми умоляют императора отказаться от такого ужасного действа.
Во сне императору Константину являются свв. Петр и Павел и указывают ему просить об исцелении папу Сильвестра.
Три всадника направляются к папе.
Диспут папы и раввина Замврия. Раввин одним словом убивает дикого быка, а папа своей молитвой оживляет его. В числе почитателей Замврия изображена св. Елена, ещё
до её крещения.
Елена обретает в Иерусалиме Животворящий крест.
Сильвестр переносит Крест в Рим. В плохом состоянии.
На самом деле Константин, в 313 году принявший Миланский эдикт о свободе вероисповедания, после чего христианство стало обретать статус государственной религии,
сам крестился только на смертном одре и крестил его не папа Сильвестр I, а епископ Евсевий Никомедийский. "Дар Константина" - грамота, передающая папе Сильвестру
власть над западной частью римской империи, фальшивка VIII века. Так что фрески безусловно имели пропагандистский характер.
Поскольку мы возвращались, чтобы попасть в Санту Сакру, я сделал тут тоже небольшую "петельку".
В старинной части больницы есть внутренний дворик, в который можно попасть с улицы. Рядом небольшая церковь.
Напротив еще один объект, увенчанный крестом - приёмная больницы.
Спускаясь по Виа Санто-Стефано-Ротондо, попадаем к одноименной, круглой в плане, церкви. К сожалению в это время внутри была свадебная церемония и нам не удалось осмотреть мозаику.
Базилика была построена по заказу папы Льва I (440-461) и освящена между 468 и 483 годами во времена правления папы Симплиция. Это первая в Риме базилика круглой
формы и напоминает Храм Гроба Господнего в Иерусалиме. Построена она была вероятно на средства семьи Валериуса, которой принадлежали земли на холме Целий и чья
вилла была рядом, на месте современной больницы Сан-Джовани-Адолората.
Внутри базилика была разделена на три концентрические части. Центральная площадь, окруженная 22 ионическими колоннами, была накрыта барабаном высотой и шириной 22
метра с 22 окнами, большая часть которых была замурована в XV веке. Средняя окружность имела 42 метра в диаметре, внешняя - 66 метров. Четыре боковые часовни,
отходящие от средней части до внешней, образуют греческий крест.
Базилика была украшена во время правления папы Иоанна I и папы Феликса IV в VI веке мозаикой и цветным мрамором. В 1139-1143, при папе Иннокентии II, была
проведена реконструкция, при которой осталось три из четырех приделов, были добавлены три поперечные арки для поддержки купола, столбы центрального круга укреплены
кирпичом, замурованы 14 окон в барабане.
В 1454 году папа Николай V поручил восстановление разрушенной к тому времени базилики ордену "Отцов Павла", единственного католического ордена, основанного
венграми. До сих пор она является национальной церковью Венгрии в Риме.
Часовня Прима и Фелициана, построенная Теодором I, содержит редкую мозаику VII века с изображением этих святых.
Церковь Санто-Стефано-Ротондо является титулярной церковью, кардиналом-священником с титулом церкви Санто-Стефано-Ротондо с 25 мая 1985 года, является немецкий
кардинал Фридрих Веттер.
Буквально за стенкой находится еще одна интересная церковь с потрясающей по красоте мозаикой.
Церковь упоминается в записях синода при папе Симмахиусе в 499 году. При папе Пасхалии I церковь была перестроена в 818-822 годах, в это же время и появилась
мозаика, на которой изображена Мадонна с платком в руках, ангелами и папой Пасхалием I, преклоняющим колено. Интерьер значительно был изменен в XVI веке
представителями семьи Медичи. Сохранился кессонный потолок и великолепный фасад базилики работы Андреа Сансовино. В одном из боковых нефов находятся два античных
римских саркофага, найденные при раскопках, под церковью были найдены руины зданий III века.
Церковь Санта-Мария-ин-Домника является титулярной диаконией, кардиналом-дьяконом с титулом Санта-Мария-ин-Домника c 24 марта 2006 года является американский
куриальный кардинал Уильям Джозеф Левада.
Напротив стоит фонтан "Кораблик", построенный в XVI веке. Вернее построен сам корабль, а еще вернее модель римской галеры, фонтаном же он стал только в XX веке, когда его перенесли от церкви на площадь.
Рядом с церковью Санта-Мария-ин-Домника еще одна восхитительная мозаика, причем на сей раз её видно снаружи.
На этом месте с XII века располагался монастырь бенедиктинцев, который был перестроен в 1207 году монахами-тринитариями ордена "Пресвятой Троицы" в госпиталь, предназначенный для лечения христиан, выкупаемых членами ордена из мусульманского плена. Сохранился входной портал работы Якопо и Косьмы ди Лоренцо, украшенный мозаикой 1218 года, изображающей Христа, освобождающего чёрного и белого раба. В 1925 году помещение, которое занимал госпиталь полностью реставрировали, и здесь разместился Исследовательский институт удобрений.
Около бывшего госпиталя еще один "осколок" акведука Нерона.
К остаткам госпиталя вплотную примыкают остатки крепостных стен, можно даже сказать, что они переходят друг в друга.
Арка - одни из ворот Сервиевой стены, крепостных стен построенных, по легенде, царем Сервием Туллием в середине VI века до н.э. Возможно даже это Целимонтанские ворота (Porta Caelimontana). Верхние кирпичные части арки не что иное как остатки акведука Клавдия.
Пройдя через арку оказываемся на узенькой Clivus Scauri, обнесенной стенами. Пройдя по ней выходим к еще одной римской базилике.
Базилика была построена в 398 году по приказу сенатора Памахия на месте дома двух римских солдат, Иоанна и Павла, замученных при Юлиане в 362 году. Базилика была
повреждена во время разграбления Рима Аларихом I в 410 году и из-за землетрясения в 442 году. Восстановлена папой Пасхалием I в 824 году, разграблена снова
норманнами в 1084 году, и снова восстановлена, к тому же здесь был организован монастырь и пристроена колокольня.
Базилика много раз перестраивалась. В XII веке появился портик с колоннами ионического ордера и два каменных льва у входа, в 1725—1734 годах появился деревянный
потолок, в 1588 году фреска "Спаситель во славе" в апсиде работы Кристофоро Ронкалли (Помаранчо). В 1949 году был восстановлен романский фасад.
Во время раскопок в 1887 году отец Германо да Сан Станислао, бывший ректором базилики, искал гробницы мучеников Иоанна и Павла. Он нашел около 20 различных комнат,
принадлежащих как минимум пяти домам, датированных от I до IV века, включая "домовую церковь" с фресками, изображающими сцены мученичества. В одной из комнат,
бывшей двором нимфеума, фреска изображающая Прозерпину и другие божества среди херувимов в лодке, в арках окон другая "морская" фреска и мозаика. Между III и IV
веком были внесены некоторые изменения в этих комнатах. Было устроено подобие зала для речей с христианской тематикой в росписи, тогда как в других комнатах
преобладали сюжеты с крылатыми джинами, гирляндами, птицами и т.п. В IV веке была также построена исповедальня украшенная фресками "Усекновение главы Криспа",
"Криспиниано и Бенедетта", женской фигуры в позе "Оранта", "Молящийся человек".
Сегодня базилика Святых Иоанна и Павла — главная церковь ордена пассионистов, переданная им после утверждения Устава ордена в 1769 году. В церкви похоронен
основатель ордена — святой Павел Креста.
Церковь Святых Иоанна и Павла является титулярной церковью, кардиналом-священником с титулом церкви Святых Иоанна и Павла с 21 февраля 2001 является американский
кардинал Эдуард Майкл Иган.
Продолжая движение по узкой Clivus Scauri выходим к самому её концу. Слева стоит церковь, зайти в которую мы не удосужились по одной интересной причине, которая прояснилась позже...
Церковь берет своё начало от молельни, устроенной на вилле семьи папы Григория I, преобразованной в монастырь в 575-580 годах, еще до избрания его папой в 590 году.
Святой Августин Кентерберийский был настоятелем монастыря перед тем, как он возглавил григорианскую миссию в Англо-Саксонии. Община была посвящена апостолу Андрею,
посвящение Григорию появляется в документах после 1000 года.
Церковь и маленький монастырь, постепенно пришедшие в упадок, были переданы в 1573 году монахам конгрегации Камальдулы и до сих пор остаются в ведении этого
Ордена.
Нынешний храм был построен на месте старого по заказу кардинала Сципиона Боргезе архитектором Джованни Баттиста Сория в 1629-1633 годах. Интерьер был выполнен
Франческо Феррари в 1725-1734 годах.
Церковь Сан-Грегорио-Маньо на Целии является титулярной церковью, кардиналом-священником с титулом церкви Сан-Грегорио-Маньо на Целии с 28 июня 1988 года по 15
сентября 2006 года являлся американский кардинал Эдмунд Казимир Шока, ушедший в отставку. Ныне вакантно.
Напротив Церкви Сан-Грегорио-Маньо на Целии небольшой бюст.
А дальше мы натолкнулись на то, что отвлекло нас от прогулки, которая впрочем и так подошла к концу. Мы стояли на зелёной лужайке и вокруг не было ни одного человека, а ощущение было такое, как будто мы забрели в амстердамский кофешоп. Кто то яростно курил траву. Поскольку Зайца! начисто не чувствует этот запах, я пребывал некоторое время в полном недоумении. Пройдя еще метров сто мы таки увидели источник запаха - сборище всех укурков Рима. Выглядело это как некая демонстрация в поддержку какого-то знатного укурка, по всей видимости арестованного властями. Без преувеличения несколько тысяч человек шли дружным строем с косяками в зубах, продолжая при этом забивать и торговать шмалью. Полиции вокруг не наблюдалось, разве что вертолёт кружил в окрестностях, да и то может с журналистами.